Как возникла пословица На тебе боже, что нам негоже
Оглавление
#######################################
ВВЕДЕНИЕ
I ПОНИМАНИЕ
II ИСКАЖЕНИЯ
III ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ КОСТРОМЫ И СМЫСЛЫ
1) Простой, житейский смысл.
2) Второе дно.
IV Кострома и христианство
V Связь Костромы с другими Богами
VI География Костромы
#######################################
ВВЕДЕНИЕ
Самое серьёзное исследование этой пословицы содержится в статье А.Т. Липатова "Историко-этимологический анализ русской поговорки «На тебе, Боже, что мне не гоже»", на 8-ми страницах в журнале Филология, 2009 г. Автор статьи не отличает пословицу от поговорки, запутался в языческих духах, убожье, небожье, языческих обычаях, дре внеиндийских Ведах,
культе змеи, домовых, марийских и угорских корнях и за деревьями перестал видеть леса. Всё у нас под ногами, просто нужно посмотреть.
Пословицы отличает рифма - она есть, и заложенная в них мудрость - она есть, хотя неочевидна; примеры поговорок: "ни рыба ни мясо", "два сапога пара", "губа не дура".
О правильном произношении пословицы. В словаре русского языка (1957) в разделе негоже пословица пишется так: "На тебе, боже, что нам негоже". От этого будем исходить. Наречие "негоже" означает - неподходяще, негодно. Не путать с "не гоже" - не хорошо, не прилично, предосудительно, зазорно; не годно - не годная, испорченная вещь.
Местоимение "нам" показывает, что община, миряне, обращаются именно к божеству или говорит о взаимодействии. Поэтому правильно было бы писать: "На тебе Боже, что нам негоже".
I ПОНИМАНИЕ
Покажем значение слова "негоже" на нескольких примерах. Когда женщины обмениваются между собой одеждой или вещами, они отдают НЕГОДНОЕ для себя, но ГОДНОЕ для другой. В этом обмене присутствует обмен, но не обман, и каждая участница такого обмена остаётся довольной сделкой. Когда вы разбирая свой хлам выставляете вещи на Авито, то вы предлагаете
НЕГОДНОЕ для себя в надежде, что оно окажется ГОДНЫМ для кого-то другого. Вся меновая торговля представляет собой обмен НЕГОДНОГО для себя на ГОДНОЕ для другого, скажем кузнец меняет подкову на хлеб или рыбу. Также и торговля за деньги. Купец закупает товар, который ему не нужен, является НЕГОДНЫМ для него, и продаёт его покупателю, которому этот товар нужен и является для него ГОДНЫМ, а взамен отдаёт купцу деньги - НЕГОДНОЕ. Таким образом для купца и покупателя их взаимообмен становится тем БОЖЕ, вокруг которого вращается НЕГОЖЕ.
Если подумать, то окажется, что правилу "На тебе Боже, что мне негоже" в смысле "обмен" подчиняется все взаимодействия людей друг с другом: воспитание детей, обучение, наставничество, взаимоотношения полов и т.п. В обмене участвуют несколько сторон и таким образом подразумеваются "мы" и "нам". Следовательно в пословице говорится об удачно произведённом обмене и о его сущности - о превращении НЕГОДНОГО в ГОДНОЕ. Весь Капитал К. Маркса в одной фразе.
II ИСКАЖЕНИЯ
Самое первое упоминание этой пословицы содержится в письме Петра I от 28 апреля 1707 г. к графу Ф.М. Апраксину: "... всего крещено пять человек и то из ниских (как пословица есть: «На тебе, боже, что мне не гоже»). Здесь мы видим, что царь, грамотный человек, пишет раздельно слово "негоже" - негодное для меня(но годное для тебя), и употребляет выражение "не гоже" в значении "не годное", то есть "непотребное". Тут и возникает искажение и непонимание смысла: всё непотребное, не годное, то, что "не гоже" принято выбрасывать. Зачем мне хранить у себя всякое непотребство и брать его с собой, чтобы кому-то раздать?
Царь употребляет слово "пословица", то есть он понимает, что это изречение со смыслом, а не устойчивое выражение - поговорка.
Обратите внимание, что в письме царя речь идёт об обращении в православие, что намекает на то, что пословица относится к некрещённым. Таким нехитрым способом в пословице появляется хула на Бога - а разве можно отдавать Богу не годное!
Соответственно смысл пословицы исказился и стал теряться, потом начали возникать добавочные искажения в виде "убоже", "небоже" и прочей галиматьи.
III ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ КОСТРОМЫ и СМЫСЛЫ
Пословица "На тебе Боже, что мне негоже" возникла от празднования похорон Костромы.
Празднование Костромы - похороны, происходило два раза в году: весной, после первого выпаса скота и в начале лета. Как всегда в таких случаях у пословицы есть двойное дно.
1) Простой, житейский смысл. Для крестьянина празднование Костромы весной означало избавление от тяжёлого труда связанного с зимним временем и содержанием скота. Кострома, происходит от слова "костерь" - негодные растительные остатки. Корм для скота к концу зимы становился негодным или заканчивался. Коровы, чтобы утолить голод, ели солому с крыш. Когда выгоняли скотину на свободный выпас, то можно было забыть про голодную скотину и всю её негодную костерь и отпраздновать похороны Костромы, как избавление от тяжкого времени и бескормицы скота.
Летнюю Кострому хоронили после голодной весны, когда крестьяне ели лебеду, крапиву и прочую костерь, в смысле жёсткую и трудно усваиваемую пищу. Хлеб весной пекли из лебеды и конопляных отходов. Когда заканчивалась весна и наступало лето, бескормица отступала. Заканчивался также сев, поднимались и крепли всходы и можно было строить виды на будущий урожай. В крестьянском труде в это время наступал короткий промежуток между работами и в это время снова праздновали похороны Костромы - теперь уже как избавление от бескормицы и надежду на сытые дни.
Чучело Костромы набивали соломой и прочими ненужными растительными остатками от переработки льна и конопли - по сути всякой костерью, тем, что не нужно для хозяйства. Поначалу Кострома была без одежды, поскольку у крестьян не было лишней ткани и тряпок. Когда появилась возможность шить одежду, то её для чучела шили из всякого тряпья, того, что не жалко выбросить. Таким образом для изготовления чучела Костромы использовалось всё НЕГОДНОЕ, всё равно чучело во время праздника разрывали на части и бросали в реку и сами люди окунались в реку - очищались от негодной костери.
Кострому именно бросали в реку, а не сжигали, как иногда пишут, такие рассуждения возникают от непонимания и представляют из себя путаницу со всякими Ярилами, Иванами Купалами и прочими надуманными "богами". Сжигать Кострому не было никакого смысла. Её именно рвали на части в шуточном поединке и останки кидали в реку. Это означало забвение в реке времени, а река - образ вечно меняющейся жизни.
Все эти прыганья через костёр на Масленицу и в Купальскую ночь и т.п. вторичны по отношению к Костроме и возникли от неё - костери - костра, а не наоборот.
Сама Кострома появлялась на празднике в виде куклы больной старухи, которая начинала хиреть и болеть. Её пытались лечить, но всё без толку. По ходу праздника с Костромой заботливо разговаривали, спрашивали о её самочувствии и в её сторону отпускались всякие шуточки-прибауточки и обращались к ней вольно. Кострому могли обзывать как угодно, главное
чтобы было смешно. Весь праздник представлял из себя шутки, смех, можно было и понарошку подшутить друг над другом, обмануть т.д. С Костромой, когда её изготавливали, скорее всего, тоже разговаривали и могли в насмешку приговаривать: "На тебе Боже, что мне негоже". Так и возникла эта пословица.
Как видим, на житейском уровне это выражение означало избавление от тяжёлых времён, когда можно было отдать Богу в ввиде чучела умершей Костромы ненужное, произвести обмен с Богом на нужное - облегчение жизни, и отпраздновать завершение сделки. Поскольку обмен и обман идут рука об руку, даже слова похожи, и каждая из сторон меняет НЕГОДНОЕ на ГОДНОЕ, то тут нужно держать ухо востро. Значит, во время праздника нужно было обмануть кого-то - одшутить. Сравните с празником "Первое -Апреля - никому не верю.". Таким образом обман переставал быть обманом, становился обменом, и превращался в божественную сущность Костромы. Подобно тому, существует понятие "Вор в Законе", что подразумевает не
обман, а благословение божества, ибо "Вор в Законе Божием".
2) Второе дно. Как вы понимаете, такие празднования позволяют переносить и на самого себя, на свою жизнь, то что происходит, когда хоронят Кострому -обменивают негодное на годное. Человек рождается живёт и в конце-концов умирает, как Кострома во время праздника. И твоё тело, это та же Кострома, оно уже дряхлое и негодное к употреблению и не нужно тебе более, но оно нужно Богу, чтобы Божество могло проявить свою сущность. А ты сам рождаешься вновь, в другом теле, таким же младенцем, как молодая весна: в своих внуках, правнуках, племянниках или в ком-то ещё. Таким образом крутится вечное колесо жизни: "На тебе Боже, что мне негоже", - уже негоже, потому что я стар, моё тело одряхло, оно болеет и мне пора перерождаться в новую жизнь, чтобы ты, Божество смогло проявиться. И не Божество рождает человека, а человек, своей сущностью, порождает Божество.
IV Кострома и христианство
Такие соображения шли вразрез с православием и были неприемлемы для церкви и государства. В православии, как и во всём христианстве, Бог создаёт человека, а затем он же создаёт посредника между собой и людьми в образе Иисуса Христа и празднуется уже не смерть - как перерождение, а РОЖДЕНИЕ этого посредника, который защитит нас перед Богом на Страшном
Суде.
Зачем человеку православие с посредником Иисусом Христом, если он и так напрямую может общаться с Богом и бессмертен в вечном движении колеса жизни? Единственное преимущество христианства перед таким бессмертием, так это то, что вечное колесо жизни всё-таки рождает новые страдания в новой жизни, а в христианстве вас ждёт вечное блаженство, что в общем-то легко достижимо: нужно ходить в церковь, не грешить и молиться, молиться, молиться. Соответственно строить церкви, отдавать церкви десятину, платить повинности и они, церковь с государством, вместе со Христом, обо всём позаботятся.
С празднованием Костромы пытались бороться, но делали это как-то вяло. Церковь понимала, что давить на крестьян слишком сильно нельзя, для крестьян этот праздник был хоть какой-то отдушиной в их тяжёлом труде. При Советской Власти к Костроме относись спокойно, видя в ней народный обычай, и даже давали выходные на этот праздник в сёлах, где они проводились. Сельские жители старались их подгонять под выходные или праздничные дни, чтобы гульнуть, так гульнуть. Тем не менее Кострома затихала, а в наше время почти сошла на нет. В наши дни она празднуется только в селе Шутилово Нижегородской области; летом и не у реки.
V Связь Костромы с другими Богами
Совершенно ясно, что старое Божество в виде умирающей Костромы переродилось в рождение Христа и Божью Матерь и является развитием представлений о богах в борьбе новых богов со старыми.
В Малороссии Кострому праздновали в виде мальчика Кострубонько, здесь мы видим перерождение старухи Костромы в младенца Христа. Учитывая, что Кострома во время поминок воскресала, можно понять такое же Воскресение Христа на Пасху, которая празднуется весной - близко к Костроме. В Белоруссии есть похожий праздник, но там вместо старухи -
дед(мужчина).
Первоначально чучело Костромы делали в виде креста - отсюда и христианский КРЕСТ.
Происходит от Костромы и чешская богиня Морана, она же Мара, Морзанна. Празднества, похожие на Кострому проводятся в честь неё в день в день весеннего равноденствия, 20-21 марта. Празднуют Морану в Чехии, Польше, Литве и Словакии.
В условной Древней Греции была очень похожая Богиня Персефона, она же Прозерпина в Древнем Риме. Второе имя Персефоны было КОРА, так что Кострома в ней никуда не делась.
Кострому часто смешивают с другими Богами: с Ярилом, Купалой, с Зелёными Святками, Масленицей и прочим.
VI География Костромы
По России Кострому праздновали в Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях, в Рязани и на Брянщине. По карте - это будет правая сторона Волги. За Волгу Кострома не заходила.
Есть данные по Мельникову-Печёрскому, он хорошо знал старообрядческие обычаи: в Ярославской, Тверской, Пензенской, Симбирской и Казанской губерниях, местами в Нижегородском Заволжье и в Вятской губернии, Суздале и Муромском уезде, в заподной и восточной частях Костромской губернии и Малороссии.
В Малороссии празднования мальчика Кострубонька записаны главным образом для Галицко-Волынского пограничья и Подолии.
В городе Костроме праздник Кострому не праздновали. О праздновании Костромы в Москве и окрестностях не пишут ничего.
Если перенести данные о том, где праздновалась Кострома на карту и попытаться сделать из разрозненных точек треугольник, то мы получим стрелку, которая проходит и через Белоруссию, и Польшу, и Чехословакию и далее через Италию рядом с Грецией и упирается в Африку. См. карту распространения Костромы на Гугл-картах.
![]() |
Чучело Костромы в виде креста |
Comments
Post a Comment